0 просмотров

Витражи – разнообразие видов и техник, способы изготовления своими руками

Витражи – разнообразие видов и техник, способы изготовления своими руками

Это сегодня технологии остекления достигли таких высот, что окно может быть практически любого размера, формы и цвета, а нашим предкам приходилось ломать голову над заполнением оконных проемов. Так появился витраж – светопроницаемое панно из кусочков цветного стекла или тонких каменных пластин. В этой статье мы рассмотрим, как делать витражи своими руками, которые актуальны по сей день. И не только как вид искусства, но и как возможность разнообразить практически любой интерьер. Рассмотрим:

  • какие техники изготовления витражей сегодня используются;
  • способы создания витражей своими руками;
  • как сделать витраж Тиффани своими руками.

Техники создания витражей

Популярность мозаичных картинок во многом обусловлена возможностью их самостоятельного изготовления различными способами. В зависимости от материалов и технологии это могут быть не только витражи на окна, но и различные элементы декора. Это и плафоны, и дизайнерские цветочные горшки, и вставки в двери, и предметы меблировки, и обрамление межкомнатных арок, и многое другое. Сегодня существует несколько распространенных техник изготовления витражей своими руками.

Статья в тему:  Основы выбора тканей для рулонных штор

Пайка

Классика витражного дела. Сюжет по эскизу нужно собирать из отдельных стеклянных фрагментов (витражные смальты), которые фиксируют между собой свинцом, медью, оловом или латунью. Каждая смальта оборачивается кованным или литым «шнурком» и спаивается с остальными.

Сейчас этот способ несколько модифицировали и для окантовки используют мягкую металлическую ленту (фолию) – медную или латунную.

Сюжеты из разных мелких деталей собирают, спаивают и обрамляют, технология позволяет создавать любые формы, а не только плоские панно.

Фацет

Для витражей используется толстое, от 6 мм, стекло, со всех граней каждого элемента под небольшим углом снимается фаска, что обеспечивает преломление света. Фацетные витражи выполняют из особых сортов стекла – свинцового и поташного, первое тяжелее, но дает сильный оптический эффект, второе легче, но и лучи в нем не так играют. Наиболее зрелищными считаются комбинированные фацетные витражи из стекол обоих видов. В силу толщины и тяжести элементов собирают такие картины только в алюминиевый профиль. Поэтому их второе название – алюминиевые витражи.

Фьюзинг

Более сложная техника, но и витражи можно сделать объемные и более зрелищные, возможно изготовление многослойных картинок или фигурок. Разноцветные стеклянные элементы укладываются согласно сюжету, запекаются и прокатываются, границы фрагментов могут оставаться четкими или наслаиваются, проявляя фактуру рисунка, недостижимую в других техниках.

Травление

Рельеф на стекле образуется в процессе обработки поверхности специальными кислотами, используются трафареты, по контуру которых вытравливают рисунок.

Статья в тему:  Создание калитки из профнастила своими руками

Аппликация (пленочные витражи)

Это не совсем техника создания витражей своими руками, хотя в результате и получается нечто подобное, это способ изготовления имитации с помощью стеклянной или пластиковой основы, разноцветных витражных пленок и специального металлического скотча. Рисунк постепенно создается на основе посредством наклеивания слоя матовой пленки, а контуры изображения обклеиваются скотчем, чтобы дать рельефный узор.

Роспись (заливка)

Тоже имитационная техника, только рисунок не наклеивается, а раскрашивается на стекле своими руками стекспециальными витражными красками. Роспись получается прозрачнее, а заливка дает более яркие, насыщенные витражи. Контуры в этом случае сначала прорисовываются более толстыми линиями контурной пастой, для придания фактуры, или также обклеиваются скотчем/проволокой. Требует художнических навыков.

Витражи своими руками

Для самостоятельного создания витражей в домашних условиях подойдут не все техники, так как вряд ли у каждого в кладовке завалялись кованные или литые металлические полосы, фаскорез с алюминиевыми профилями или печное оборудование. Теоретически можно достать плавиковую кислоту, но придется дышать испарениями, а гарантировать получение узора, а не ожога, сложно. Поэтому домашним мастерам остается техника Тиффани и две имитации на выбор.

Для витражей Тиффани потребуется определенное оборудование, да и работа это достаточно кропотливая и трудоемкая, росписью же и заливкой можно заниматься любому начинающему витражисту и даже с детьми. Но если Тиффани – это полноценный витраж, который можно вставить хоть в окно, хоть в двери, то имитация классического витража все равно себя выдает, даже если рисунок зеркальный с двух сторон.

Статья в тему:  Как хранить картошку на балконе зимой

Витраж Тиффани

Рассмотрим пайку с использованием фолии, которую можно купить в любом художественном магазине, как способ создать настоящий витраж в технике Тиффани.

Рисунок – выбирая рисунок, стоит избегать слишком сложных линий, их потом не только вырезать из стекла, но и обрабатывать и соединять, лучше остановиться на фигурах с плавными изгибами и для начала из средних размером деталей. Эскиз можно взять из интернета, там масса вариантов узоров в различных техниках с учетом специфики витражной живописи. Можно нарисовать самостоятельно, при условии, что желание подкреплено хотя бы минимальными навыками. Если таковых не наблюдается, лучше воспользоваться типовыми заготовками.

Резка – эскиз переносится на толстый картон и разрезается на детали (пронумерованные). Чтобы осталось место на пайку, контур смальты должен быть глубже контура шаблона на 0,5-0,7 мм. Шаблон прикладывается к стеклу и обводится, а затем из стекла вырезается деталь.

Листовое витражное стекло стоит прилично, чтобы сэкономить, можно воспользоваться старым боем. Перед тем, как приниматься за смальты, желательно потренироваться на резке обычного стекла изогнутыми линиями, чтобы набить руку.

Обработка – грани каждой детали необходимо обработать шлифмашинкой для стекла.

Но это дорогое удовольствие и чаще для доводки смальт используются бруски № 220-240, шириной 12-20 мм, как минимум, квадратный и полукруглый, треугольный нужен для сложных элементов, когда есть изгибающаяся вовнутрь линия.

Статья в тему:  Поговорим о модульной и встроенной мебели

При шлифовке смальту и брусок опускают в подходящую емкость с водой. После шлифовки каждую смальту по контуру оборачивают фолией, края завальцовывают (разравнивают и прижимают ленту деревяшкой или пластиком). После краев разглаживают торцы и еще раз проходятся по всему периметру.

Сборка – профессионалы рекомендуют нарезать, обрабатывать и укладывать смальты по одной, но это личное дело каждого. Сборку проще выполнять на светокопировальном станке. За неимением можно положить прозрачный лист пластика или толстого стекла между опорами и подсветить настольной лампой. Еще проще, если есть журнальный столик со стеклянной столешницей – тонкая ткань, калька (трафарет) и вперед. Подсветка необходима, чтобы не допустить щелей между смальтами, при укладке их плотно подгоняют друг к другу или к границам узора. Трафарет фиксируют двумя планками – слева и сверху или справа и сверху (для левшей), выкладку начинают с угла, постепенно заполняя весь узор.

Флюсовка – собранный витраж обжимают рейками с оставшихся сторон, следя, чтобы детали не выпирали вверх или в угол, при необходимости довальцовывают кромки, приглаживают и прижимают. В идеале, витраж перебирают заново, чтобы равномерно покрыть флюсом и грани и торцы, но можно и упростить задачу, тщательно пройдясь обильно смоченной кисточкой или ватной палочкой по граням каждой детали. Флюс выбирают полуактивный, с бурой, остатки активного могут с течением времени разъесть переплет.

Статья в тему:  Самые простые способы повышения теплоотдачи батареи отопления своими руками

Пайка – отличается от привычной радиотехнической и оборудованием и способом исполнения.

Мощность этого инструмента всего 100 Вт, он нагревает элементы до нужной температуры, но припой к нему не прилипает. Обычные, оловянно-свинцовые припои не рекомендуются, из-за них могут трескаться смальты. Поэтому для Тиффани лучше использовать припои с кадмиевыми присадками (ПОСК-50-18, Авиа-1). Можно обойтись и припоем ПОС-61/61М, но он мягче и не такой прочный.

Паяют Тиффани капиллярным способом в два этапа – сначала по контуру смальты прокапывают расплавом припоя примерно через сантиметр (нитка по ширине как жало), не касаясь деталей паяльником и припоем. За один подход не рекомендуется проходить большой участок, если витраж габаритный. Проходят фрагмент с мужскую ладонь, дают витражу остыть, продолжают, пока не прокапают каждую деталь. Вторым заходом каждый шов пропаивают, накладывая припой по контуру каждой смальты и нагревая, пока он не просочится сквозь шов и не покроет соединение изнутри.

Обрамление – готовый витраж припаивается к профильной рамке, прямоугольной, если это плоское панно, или фигурной, если речь о плафоне или другом элементе декора. Зачищенная и обезжиренная (спиртом) рамка покрывается флюсом изнутри, а витраж по кромке с лицевой и боковой стороны. Раму накладывают на композицию или вставляют композицию в каркас и паяют, как смальты, фрагментами, если остается щель, ее тоже флюсуют и пропаивают.

Статья в тему:  Способы и варианты красивой драпировки штор своими руками

Промывка – часть изготовления витража, необходимая для удаления остатков флюса, как ни старайся, а собирается он не только в швах, но и на смальтах. Сегодня простейший способ избавиться от этих пятен на этом этапе – обработать витраж губкой, смоченной в средстве для мытья посуды, после чего изделие промывается и вытирается.

Патинирование – если уже браться за Тиффани, стоит раскошелиться на специальное цветное стекло, листовое или бой, так как пленка или краска смотрится все же хуже. А вот патинирование такому витражу не повредит, а только подчеркнет его красоту. Аккуратное нанесение готового состава на переплет выполняется в перчатках и респираторе, а помещение должно хорошо проветриваться. Если напачкали – смело мыть, вытирать и в заключении – аккуратно полировать мягкой тканью. При необходимости металлическое обрамление закрывают декоративной рамкой из дерева или имитации.

Независимо от выбранной техники, витраж, сделанный своими руками, будет не только украшать дом, но и радовать осознанием того, что и вам по плечу древнейшее из искусств.

Упрощенная разновидность витража, но тоже вполне способная оживить дом или сад – на нашем сайте в статье о декорах из керамической плитки. Еще одна возможность оригинально оформить жилище – пробковые обои или бамбуковые покрытия. Это совершенно другая, но не менее интересная тема. В видео можно подсмотреть хитрости профессионального дизайнера.

Статья в тему:  Кухня в хрущевке идеи оформления маленького пространства

Как сделать витраж своими рукам — практические советы.

Подготовительные работы.

Итак, нам понадобятся: 1,6-миллиметровая алюминиевая проволока, белый клей (эмульсия ПВА) и специальные витражные краски. Последние можно заменить анилиновыми красителями – красителями, которые применяют при окраске тканей.

Однако прежде чем приступить к работе, тщательно обдумайте, какого результата вы хотите добиться в итоге: будет ли это какой-то рисунок на стекле (птицы, рыбы, животные, люди, сказочные персонажи, цветы или другое) или же ваша цель – просто разноцветный орнамент. Затем на ватмане (картоне или миллиметровке) нарисуйте контуры узора, обозначив на нем, где и какой цвет будет использоваться. Эскиз можете выполнить сами, ну, а если сомневаетесь, то можете обратиться за помощью более одаренных в художественном плане знакомых.

Теперь выньте стекло из того места, где оно находится (дверь, оконный проем, рамка и прочие), и обезжирьте с помощью вытки и ацетона, ту сторону, где будет выполняться витраж. После этого на обратной стороне стекла закрепите подготовленный ранее эскиз.

Первый шаг.

Далее наше стекло необходимо расположить строго горизонтально, для минимизации погрешности используйте уровень или маленький шарик. После чего выгибаем проволокой контуры необходимых элементов. Аккуратно, но обильно смазываем клеем проволоку и прижимаем ее к стеклу, положив на нее металлическую пластинку с грузом. Оставляем все неподвижным на 1-1,5 часа, чтобы проволока успела приклеиться.

Статья в тему:  Заливаем садовую дорожку из бетона своими руками

Но это время не сидим без дела, а подготавливаем краски (колеры). Если использоваться будут анилиновые красители, то их стоит растворить в дистиллированной воде и процедить (это позволит избавиться от возможных твердых частиц или комков), а затем смешать с клеем ПВА. В результате вы должны получить раствор, по консистенции напоминающий сливки, иначе с ним будет не очень удобно работать.

Второй шаг.

Теперь проверяем на кусочке стекла насыщенность цвета, для этого наносим туда немного краски. Когда краска высохнет, вы увидите, какой оттенок у вас получился. При слишком ярких тонах, приглушить их можно, добавив туда эмульсии, а бледность, наоборот, исправит добавленный краситель. Но помните, количество интенсивных и бледных цветов должно быть сбалансировано, поэтому не старайтесь сделать все краски максимально яркими.

Подготовив все цвета и оттенки, перелейте их в стеклянные баночки и накройте крышками, это защитит их от высыхания. Можете приступать к самому основному и ответственному этапу работы – нанесению колеров на стекло, а точнее на отмеченные на нем участки. Для этого вам понадобится небольшая тренировка (это можно сделать на ненужном кусочке стекла) и чистая кисточка. Цвета на элементы витража наносятся, начиная от проволоки (контура детали). Причем, добавляя новые порции цвета, необходимо постоянно следить за толщиной слоя всего элемента, от этого будет зависеть равномерность цвета элемента в будущем. Также помните, что нельзя наносить колер поверх уже имеющегося, поскольку краска имеет свойство подсыхать, поэтому все ваши лишние прикосновения будут очень заметны и приведут к дефекту всего полотна.

Статья в тему:  Дизайн штор для современной кухни если вы любите необычные идеи

Третий шаг.

Если по тем или иным причинам, что-то вышло не так, как вы хотели, то ни в коем случае не пытайтесь ничего исправить. Лучше полностью смойте неудачный участок, дайте стеклу подсохнуть и повторите свою попытку снова.

Только полностью разобравшись с одним цветом, приступайте к другому. А во избежание затеков новые элементы стоит прокрашивать только там, где расположенные рядом детали уже просохли.

Закончив со всеми элементами, осмотрите обратную сторону витража. Если все вышло хорошо, то спешу вас поздравить, работа окончена, а витраж можно крепить на его законное место. Но только зачастую не все выходит так гладко. Бывает, что места, где приклеена проволока, выглядят не очень аккуратно. Не отчаивайтесь, возьмите белую эмалевую краску и нарисуйте в этих местах (крепления проволоки) тонкие белые полоски, естественно, обезжирив там предварительно стекло.

Вот теперь уж точно все. Ну, а если хотите сделать свой витраж более долговечным, рекомендую, покрыть получившееся произведение искусства лаком.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector