0 просмотров

Что делать, если в комнате плохое естественное освещение

Содержание

Что делать, если в комнате плохое естественное освещение

Наверное все замечали, что осенью и зимой настроение у человека ухудшается, понижается работоспособность и аппетит, а вот сонливость, наоборот, повышается. Защитные силы организма, как правило, становятся меньше из-за недостатка солнечного естественного освещения. А ведь он так важен для того, чтобы формировался витаминный баланс, был правильный обмен веществ и нормальное функционирование ЦНС.

Статья в тему:  Как подготовиться к ремонту

В домах, как правило, применяется освещение естественного типа и искусственного. Но со сменой времени года изменяется и природное освещение в помещении. На него также влияет время суток и природные условия. На проникновение света в комнату также влияет и то, что располагается рядом с окном. Существует множество факторов, которые могут воздействовать на естественное освещение помещении.

Что такое правильное освещение

Одним из главных критериев правильного выбора источника света является цветовая температура, которая измеряется по шкале Кельвина. Теплый свет издают лампы, цветовая температура которых не превышает 3300 К (например, лампы накалывания 200 Вт), в то время как холодный свет – это, как минимум, 4600 К (люминесцентная лампа). Первый влияет на мозг успокаивающе, расслабляет, создает хорошее настроение и наиболее подходящую для отдыха атмосферу. Противоположный эффект создает холодный свет – он стимулирует к действию, помогает сосредоточиться, мотивирует к работе.

Таким образом, в офисах, библиотеках, домашних кабинетах, местах для учебы ребенка следует использовать холодное освещение. В местах, где мы, как правило, не задерживаемся подолгу (например, коридоры, уборные) можно использовать нейтральное освещение. А в гостиной и, тем более, в спальне лучше устанавливать лампы, излучающие теплый свет. Кстати, специалисты говорят, что кухни и столовые также следует освещать такими же лампами. Все дело в том, что под холодным светом даже свежеприготовленное блюдо может выглядеть несвежим и неаппетитным.

Еще один важный момент, на который следует обращать внимание при выборе лампы для закрытого помещения, это ее индекс (коэффициент) цветопередачи (измеряется в Ra). Этот параметр указывает, насколько естественно выглядят цвета при искусственном освещении по сравнению с их видом при дневном свете. Максимальный показатель Ra – 100, и он полностью соответствует характеристикам дневного освещения. То есть чтобы цвета под искусственным светом выглядели максимально естественно (как днем), надо выбирать лампы с максимально высоким показателем Ra. Лучшими для закрытых помещений считаются лампы с индексом цветопередачи в 80-90.

Статья в тему:  Выбираем шторы в комнату с зелеными обоями

Съемки при недостаточной освещенности в помещении

Фотограф – художник, только рисует не красками и кистями, а светом и тенью. И в ситуации, когда освещения недостаточно, нужно уметь работать со световым оборудованием или правильно выставлять настройки фотоаппарата. А что делать, если вспышка портит кадр, или опыта расстановки импульсного света недостаточно? Несколько простых советов помогут вам снимать в помещении, в условиях слабой освещенности.

Нужна ли встроенная вспышка?

Встроенную вспышку отложите для уличных съемок, есть несколько весомых причин для ее выключения:

  • При срабатывании, вспышка создает мощный резкий поток света перпендикулярно линзе, что может привести к образованию ненужных бликов на поверхности фотографируемого объекта. В некоторых помещениях, например, во время спортивных соревнований, запрещается использовать вспышку, чтобы не отвлекать игроков. Это касается и работы с животными, съемки театрализованных представлений, концертов;

На прозрачной поверхности, на стекле музейных экспонатов или картин, накамерная вспышка создает большое белое пятно, сильно портит кадр. Сюда стоит отнести съемку через окна и отраженные снимки;

Вспышка создает на снимке пересвеченные и сильно затемненные участки из-за направленного светового потока. Можно направить вспышку в отражатель, на фон или в потолок для создания объема, но лучше использовать другие приемы. Если потолок и стены не белые, то на фото получатся цветные блики, которые потом сложно убрать редактором.

Статья в тему:  Как правильно использовать синие шторы в интерьере помещения

Основные параметры настройки

Светочувствительность, или ISO – это восприимчивость матрицы к свету, который поступает через диафрагму, повышая его, можно значительно улучшить снимок при малом количестве света в помещении. Но с ростом ISO растет цветовой шум, который может подпортить красивый кадр. В этом случае, регулирование светочувствительности – это баланс между освещенность и четкостью снимка. Современные камеры имеют показатели чувствительности:

  • ISO 25, 50, 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400, 12800, 25600.

Практически в каждой модели фотоаппаратов есть режим ISO Auto, с помощью которого задается диапазон, а камера уже подбирает оптимальный вариант светочувствительности. Неопытным фотографам эта опция подойдет, можно посмотреть потом на снимке, какое значение было взято и оценить полученные результаты. В темном помещении количество попадаемого на матрицу света можно скорректировать выдержкой.

Выдержка выставляется тоже вручную и будет сильно зависеть от того, что вы снимаете. Если это движение (спортивное соревнование или происходящее на сцене), то выдержка должна быть минимально возможной, для четкости изображение. Показатель в таком случае будет от 1/200 и ниже, а если освещения мало и есть движение, то 1/60 – 1/100 – оптимальный вариант.

Если сочетать выдержку и светочувствительность в разных комбинациях, пробовать их на практике, то можно получить хорошие снимки, даже при недостатке света в помещении.

Если механизм выставления и подбора выдержки сложен и вызывает сомнения, можно доверить технике делать это самой. Выставить автоматический режим и довериться камере, при правильно подобранном ISO и диафрагме, можно не потерять в качестве.

  • Диафрагма – показатель, показывающий степень открытия шторок диафрагмы для прохождения света на матрицу.
Статья в тему:  Диодная подсветка для кухни какую выбрать и как установить своими руками

Для съемок в темном помещении понадобится еще и светосильный объектив, тогда можно играть диафрагмой и получать высокое качество изображения.

Высокий показатель (максимально закрытая диафрагма) используется для подчеркивания фон, изображение получается темнее. Лучше использовать такой вариант для съемки пейзажей. А вот для портретной или предметной – диафрагма должна быть максимально раскрыта. Тогда фон будет немного размыт, передний план четкий, а сама фотография светлее.

Работа фотографа заключается в подборе оптимального соотношения параметров диафрагмы, выдержки, фокусного расстояния и ISO и зависит от конкретного случая. Приходится все подбирать на месте, делая снимок за снимком, проверяя, что получается. Опытный фотограф на дисплее камеры может уже увидеть, получится картинка светлой или темной, есть вероятность засвета и так далее.

Советы начинающему фотографу

Итак, если появилась необходимость снимать в помещениях с ограниченным светом, какие моменты нужно учесть для получения желаемого и приемлемого результата.

  • Первое – снимайте в RAV, тогда «страшные» шумы и недочеты при съемке можно выправить в редакторе при обработке. Зернистость фотографии – нормальное явление в нужном количестве. Поищите баланс между резкостью и освещенностью.

Второе, с повышением ISO повышается и шум, найдите грань, где света уже будет достаточно, а качество еще не снижается. Тут нужно просто снимать и смотреть, что получается.

Третье, используйте автоматический режим баланса белого, если снимать в RAV, то можно будет скорректировать в графическом редакторе.

Статья в тему:  Что лучше паркет или ламинат

Четвертое – используйте ручную фокусировку, так проще будет найти нужное соотношение настроек и параметров. Если нет возможность зума, просто подойдите поближе к объекту съемки, это поможет увеличить резкость, не меняя параметров.

Пятое – на каждом фотоаппарате есть режимы ночной съемки, иногда можно воспользоваться их помощью. Суть ночного режима в поиске самого светлого участка и фокусировке на нем. Это грозит пересветом лица и слишком темным фоном.

Шестое – иногда без вспышки невозможно, тогда нужно использовать ее максимально аккуратно. В таком случае используется не встроенная, а выносная вспышка, которую можно отодвинуть от предмета съемки и направить в нужную сторону, чтобы получился отраженный свет. Запаситесь отражателями – это отличный вариант для портретов и предметной съемки, они отлично рассеивают прямой луч. Таким образом можно выделить фон, или наоборот модель. Изменяя мощность импульса, можно подсветить или затемнить снимок, при необходимости.

  • Седьмое, выбирайте аппаратуру и режимы съемки под мероприятие. Съемки в помещении на свадьбе, в диско-баре, где много людей и они быстро двигаются, предполагают использование широкоугольного объектива. ISO при этом максимально возможный, лучше получить шумы, чем цветные полосы или затемненные лица на готовом изображении.

И самый главный совет – не бойтесь пробовать, настраивать и экспериментировать. В этом и заключается работа фотографа, иногда нужно сделать несколько сотен кадров, чтобы получить 1 нужный. Придумывайте варианты, четких правил нет, устанавливайте свои правила.

Статья в тему:  Какое напольное покрытие выбрать для кухни

Гистограмма на экране камеры. Для чего она нужна?

Если снимок на дисплее фотоаппарата получится хороший по всем параметрам, это не означает, что на экране монитора он будет выглядеть также. У фотоаппаратов есть удобная функция – просмотр гистограммы для определения баланса. На гистограмме можно сразу определить, если ли засвеченные или черные участки и подкорректировать настройку камеры.

Как работает гистограмма

Все пиксели изображения камера сортирует по оттенкам и распределяет их в диаграмму от абсолютно черного, до абсолютно белого. В нормальном изображении больше цветных пикселей, к этому нужно стремиться в процессе съемки.

Каким образом снимать в темном помещении?

Этап с подбором оборудования, допустим, уже пройден. Чтобы начать работу, следует выставить максимальное значение выдержки, при котором нет потери качества изображения.

Выставляем ISO, ищем его оптимальный вариант, или выбираем параметр автоматической настройки. Тогда камера за вас выберет показатель. Если снимок получается темным, то повышайте ISO и увеличивайте время выдержки, тогда (при использовании штатива) снимки будут светлее.

Если снижение уровня шума приводит к потере качества всего изображения, можно немного и оставить его, в разумных количествах – это не страшно. Особенно при съемки в RAV и постобработке изображений.

Отдельно стоит выделить цветовую температуру всех осветителей в помещении. Лампы дневного света выдают красный или зеленоватый оттенок, из окна может приходит абсолютно любой цвет, лампы накаливания – дают желтый. Все это смешивается и может получится неожиданный результат. Вспышка, в этом случае, максимально приближена к чистому белому свету.

Статья в тему:  Как быстро избавиться от запаха гари на кухне

Что тут можно сделать? Делается тестовый снимок без использования вспышки, оценивается оттенок и добавляется фильтр такого цвета. Нужные цвета – это красный, желтые и зеленый, они должны быть очень светлые. Чаще всего применяются, так называемые, гелевые фильтры или пленка подходящего света.

Примеры ситуаций с недостатком света

Съемка подвижных объектов в плохо освещенной комнате без вспышки – нелегкая задача даже для фотографов очень опытных. А для начинающего – почти ночной кошмар. Объекты съемки? Это могут быть дети в комнате, спортсмены в зале, танцоры на танцполе, гости на свадьбе, актеры на сцене.

Нужно сделать упор на диафрагму, поэтому фокус выставляйте в автоматический режим. Первыми параметрами берем:

  • ISO – 400, пробуем диафрагму на 4 и ищем оптимальный показатель выдержки, обычно 1/60 -1/20с, ставим 1/80с.

Запоминаем полученные результаты, и в ручном режиме выставляем их, а фокус наводим самостоятельно, уже без помощи камеры. При использовании накамерной вспышки, когда точно не обойтись без оборудования, не направляйте ее на модель, лучше в потолок.

Другие примеры

Другой пример, уличный пейзаж ночью, редкие фонари и свет от окон

  • Минимальный ISO-100, выбираем диафрагму 4, 8 или 11 и начинаем играть выдержкой. Фокус лучше выбрать автоматический, чтобы на него не отвлекаться во время подборки, только таким образом можно получить искомые кадры.

Самое лучшее время для съемок ночного неба – первые полчаса после заката, с неба и от источников света на улице еще достаточно освещения.

Статья в тему:  Шьем двухцветные шторы – интересные идеи для вашего интерьера

Подводя итоги, можно сказать, что опытный фотограф может снимать в любых условиях, при минимальном освещении, или при ярком свете. Нужно знать только правила и особенности работы своей камеры. С помощью изменения параметров выдержки, светочувствительности матрицы, диафрагмы и фокусировки, можно создать отличные кадры даже в полутемной комнате.

Ремонт на практике: что делать, если в комнате мало света

Обладатели просторных светлых комнат – настоящие счастливчики. Они могут экспериментировать с интерьером сколько душе угодно. А что делать, если комната темная? Сегодня мы рассмотрим несколько способов осветления помещений.

Прием №1: выбираем правильный цвет

На первый взгляд, многим кажется, что белые и пастельные тона делают комнату светлее. И это, несомненно, так, но только не в случае с интерьером темных комнат: они, наоборот, становятся серыми и унылыми.

Белый цвет превращает темную комнату в холодную и сырую, поэтому относитесь к нему с осторожностью. Окрашивание темной комнаты в светлые тона подчеркнет существующие тени в пространстве. И чтобы они по-настоящему заиграли, необходимо достаточное количество естественного солнечного света.

Именно поэтому домашние кинотеатры, гардеробные, уборные и другие помещения с минимальным естественным освещением, как правило, окрашивают в какой-нибудь глубокий насыщенный цвет.

Обычно эти помещения не имеют окон, и вы всегда вынуждены включать искусственный свет, когда входите в них.

Желтый и оливковый цвета наполнят пространство свежестью и энергией. Голубые или бирюзовые акценты помогут помещению зрительно стать светлее за счет ассоциации с дневным небом и водоемами, сверкающими под лучами солнца.

Статья в тему:  Как сшить шторы на липучке мастер-класс

Не следует слишком усердствовать – цветовых акцентов в темной комнате не должно быть много. Черный и оранжевый цвета не рекомендуется использовать, так как они поглощают свет, который и так в дефиците.

Попробуйте комбинирование светлых и темных материалов. Низ стены примерно на 1/3 оформляется более темным оттенком, а верх – светлым. Этот способ добавит света и позволит визуально сделать потолки выше.

Прием №2: расставляем световые акценты

Установите несколько источников света на разных уровнях и добавьте подсветку рабочих зон. Разместите «теплые» светильники прямо над окном – за шторами. Так комната станет уютнее.

Лампы дневного света в освещении закрытых комнат, как ни парадоксально, использовать нежелательно. Дело в том, что они излучают слишком резкий для глаз свет, не добавляющий домашней обстановке уюта.

Если вам все-таки хочется их использовать, то обратите внимание, что лампы дневного света отличаются насыщенностью. В зависимости от мощности они дают свет разной температуры, и дневной свет может быть холодным или теплым – ближе к желтой или голубой части спектра. Мягкий цвет лампы с низкой температурой дает теплый желтоватый оттенок света.

Интригующий контраст света и темноты создаст в интерьере впечатление особого шика. Фокусированный свет акцентирует внимание на отдельных элементах, а окружающее пространство выглядит более светлым. Выделите некоторые предметы направленным освещением.

Используйте точечные светодиодные светильники трекового или подвесного типа (LED MR16′) с углом луча 10, 15, 25 или 60 градусов, чтобы соотнести ширину луча с размерами подсвечиваемого элемента интерьера. Источник света устанавливается на расстоянии 2,5-3 метра от объекта.

Статья в тему:  Необходимые материалы для монтажа профилей под гипсокартон

Прием №3: размещаем зеркала

Достаточно пары зеркал в зависимости от размеров помещения. Поймав все солнечные зайчики, вы наполните темную комнату сиянием. Еще зеркала вешают под наклоном, чтобы направить свет в рабочую зону. Обратите внимание на глянцевую мебель и потолок.

Прием №4: выбираем декор окон

Одна штора (тюль, органза) должна пропускать максимум света – это дневной вариант. Вторые шторы (ночные) делайте светлыми, но плотными. Они впустят в комнату мало уличного света, но не поглотят внутреннее освещение, в отличие от темных драпировок. Для очень мрачной комнаты выбирайте белые шторы.

Если окна темной комнаты выходят на северную сторону, хозяев беспокоит не только полумрак, но и визуальная холодность. Легкие желтые шторы зальют комнату теплым светом.

Уберите двери между помещениями. Если такой возможности нет, поставьте светлые двери с масштабными стеклянными вставками или прозрачные перегородки.

Повесьте витраж или картину с подсветкой в раме – сымитируйте окно.

Прием №5: убираем лишнюю мебель

Не перегружайте предметами темные помещения. Используйте мебель на изящных ножках с открытым пространством снизу. Это даст легкость и воздушность.

Прием №6: декорируем темную комнату светлыми цветами

Используйте настенный декор: картины или постеры в легком, светлом колорите. Выгодно смотрятся изображения природы, неба, солнца – эффект дополнительного окна. Если вам хочется больше яркости, пусть в декоре будут яркие цвета, но фон и общий колорит пусть будут светлыми, и обязательно, чтобы верх картины или постера был светлее, чем низ. Очень хороши светлые цветы: орхидеи, жасмин, белые пионы, белая сирень, сакура, лилии.

Статья в тему:  Советы дизайнеров как расширить помещение при помощи однотонных штор

Сегодня несколькими секретами обустройства темных комнат с нами поделились специалисты. Кому, как не им, знать, как сделать проблемные помещения уютными и комфортными.

Если в вашей комнате поклеены темные обои, то внимательно посмотрите, из чего они сделаны. Сегодня 80% обоев можно легко перекрасить и всего за пару часов решить все проблемы. Сами потом удивитесь тому, насколько преобразится ваш интерьер.

А если вариант с покраской стен отпадает, не скупитесь на освещение и постарайтесь избавиться от ненужных вещей. Излишняя насыщенность темного интерьера деталями делает его еще темнее и дробнее.

Все зависит от контекста, как планируется использоваться комната, наличие окон, количество и размер. Даже ориентация по сторонам света.

1. Используйте различные сценарии освещения. Встроенные подсветки, споты, элементы декора со встроенными светодиодными лентами.

2. В текстильном оформлении окон отдавайте предпочтение как можно более легким тканям и конструкциям. Сейчас, например, актуальны японские шторы или шторы-нити. Естественно, театральные драпировки и ламбрекены вычурной конструкции положительно не повлияют на естественное освещение комнаты.

3. Используйте в помещении отделочные материалы с наибольшей отражающей способностью. Как светлые интерьерные краски, так и зеркальные поверхности в декоре. Сначала стоит определиться, нужно ли оно вам вообще. Некоторые не любят, например, светлые помещения. Пространства можно добавить и темной комнате. А гоняясь за излишним светом, можно в итоге перегнуть палку и получить интерьер больничной палаты, что выглядит не очень привлекательно.

Статья в тему:  Достоинства пластиковых окон

Современный дом должен быть построен согласно требований к освещенности:

  • Два часа тридцать минут каждые сутки — это минимальное время для присутствия прямого солнца в жилых комнатах все три солнечных сезона — весну, лето и осень. Данный минимум времени проект дома должен обеспечить, используя планировку и объемные решения, а также ориентацию здания.
  • Хорошо освещаться все комнаты в доме не могут — это нереально, и обязательно есть помещения, выходящие на север и запад. Но 60% жилых помещений дома должны иметь хорошее солнечное освещение.
  • Площади светопрозрачных оконных заполнений должны составлять не менее 20% от площади пола.
  • Окно располагается на определенной высоте относительно потолка. Верхняя граница оконного проема должна находиться от уровня пола не ниже, чем на 190 см. Высокие комнаты требуют и высоких окон.
  • Максимальное расстояние между оконными проемами = 150 см. Максимальное расстояние от оконного проема до поверхности стены, расположенной напротив окна = 600 см.
  • Все комнаты дома не могут выходить на восточные и южные стороны с хорошей инсоляцией. Поэтому приоритеты устанавливают для помещений с наибольшей посещаемостью. Детская комната, гостиная и рабочий кабинет располагаются в зонах здания, имеющих наибольшую освещенность.
  • В комнатах имеются функциональные зоны — например, это поверхность обеденного или рабочего стола, игровые места для детей. Зонирование помещений также служит световому принципу — наибольшая освещенность нужна рабочим зонам, а места для отдыха могут располагаться и не в самой светлой зоне комнаты.
Статья в тему:  Стильные римские шторы на вашу кухню – на что обратить внимание

Тактические задачи для обеспечения освещения жилища солнечным светом

Основные виды и способы организации естественного освещения:

  • Классические оконные проемы обеспечивают проникновение света по всему контуру дома — боковое освещение
  • Освещение сверху — свет попадает в дом через кровельные конструкции и оконные проемы с увеличенной высотой и/или расположенные в верхних уровнях стен
  • Для помещений больших площадей и глубины: обеспечивают двусветным освещением, располагая оконные проемы особым образом — ярусно

Данная тактика имеет приложение только на проектных стадиях, при разработке объемно-планировочного решения дома, когда выбираются конструкции и назначаются линейные размеры и габариты помещений. Если дом уже построен, тактику «пути к Свету» придется усложнить:

  • Если имеется нехватка солнечного света, то оконные проемы возможно увеличивать по площади. Возможно и делать новые проемы, при условии проверки конструкций на несущую способность, поскольку окна придется прорезать в наружных стенах. Если дом каркасный, задача немного упрощается. Возможно, потребуется усиление стен на участках новых оконных проемов.
  • В комнатах активно используют отраженный свет, увеличивая площадь отражающих поверхностей. Зеркала, полировка и глянцевые отделки мебели и стен отражают свет под разными углами и усиливают общую освещенность. Блестящий пол может направить свет из окон на светлый потолок, а от многоярусного потолка рассеивание света по помещению будет еще эффективнее. Отражающие способности отделок стен, пола и потолков нормируются: коэффициент отражения для стеновых поверхностей равен 65-70%; для пола около 40%; для потолков отражение должно быть наилучшим — не менее 80%.
  • Светлые отделки, оттенки и мебель, весь интерьер комнаты решает задачу освещенности — чем больше светлых тонов, тем визуально помещения кажутся светлее. Физический аспект тоже есть — количество отраженного и рассеянного света увеличивается, если окрасить стены в светлые оттенки, причем теплые тона кажутся ярче.
  • Сад и кусты сирени за окнами не всегда возможны. Если света мало, то от закрывающих окна веток приходится избавляться.
Статья в тему:  Нужны ли шторы в индустриальном стиле лофт

Привлекая в дом солнечный свет в целях экономии и максимального уюта, следует помнить о дозировке — солнечные районы и без того обеспечивают в жилье очень много света, с сопутствующим нагревом. Но если комната получилась слишком сильно освещенной, глянцевые поверхности создают дискомфорт, сверкая лучами полуденного солнца в глаза, можно решить проблему просто. Обычные жалюзи или портьеры для временного затенения. Особенно хороши разновидности римских штор, дающие возможность закрывать стекла уровнями, сверху или снизу. Общая освещенность будет сохранена, а острых лучей можно избежать.

Как понять, достаточна ли освещенность комнаты

Согласно строительным и санитарным нормативам, оценивать нужно освещенность всей квартиры в целом. Но если это не квартира-студия, может получиться так, что в части комнат с количеством солнечного света будет все в порядке, а в других – нет. Понять, есть ли в квартире такая проблема, совсем не сложно. Для этого для каждой комнаты необходимо вычислить всего два показателя: световой коэффициент и коэффициент заглубленности.

Для подсчета светового коэффициента следует измерить площадь остекления окна или окон, если в комнате их несколько (оконные переплеты не считаются, света они не пропускают), а затем разделить получившееся значение на площадь комнаты. Если результат вычисления оно окажется в диапазоне 0,16–0,25 – все в порядке. Если меньше – стоит подумать, не заменить ли окна, выбрав вариант с более узким переплетом: собственно, других возможностей впустить в комнату естественный свет нет, поскольку расширять оконный проем в многоквартирном доме едва ли позволят. Показатели выше нормативов на практике почти не встречаются, но даже если вдруг значение окажется выше, проблему легко откорректировать за счет штор.

Статья в тему:  Плитка или ламинат на кухне

Световой коэффициент = площадь остекления / площадь комнаты

Гораздо интереснее коэффициент заглубленности, который покажет, а «долетит» ли естественный свет до дальней части комнаты, то есть равномерность ее освещения. Дело в том, что при проектировании современных новостроек ради большей экономической эффективности пятно застройки пытаются использовать по максимуму, то есть сделать так, чтобы при минимальной площади фасадов здание вместило как можно больше квадратных метров. В результате большинство комнат превращаются в узкие, их длина заметно превышает ширину, но главное – окно оказывается на самой короткой стене. Чтобы узнать, насколько ситуация критична, нужно расстояние от пола до верхней точки оконного остекления разделить на глубину комнаты (в норме эти значения должны соотноситься как 1:2).

Коэффициент заглубленности = расстояние от пола до верхней точки оконного стекла / глубина комнаты

Отсюда вытекает два любопытных следствия.

Первое. Высокие потолки, воспринимаемые россиянами как неоспоримое достоинство квартиры, может, и являются эстетически привлекательными, но солнца не добавят, поскольку дело вовсе не в них, а в расположении конкретного оконного проема.

Второе касается панорамного остекления, когда окно начинается чуть ли не от линии пола. Общую освещенность, которая зависит от площади остекления, оно, конечно же, увеличит, а вот более равномерным естественный световой поток не сделает.

Комфортное освещение для работы и отдыха

Мне редко встречались пространства с продуманным искусственным освещением, часто лампы светят в глаза, помещение недостаточно освещено и цвета предметов выглядят тусклыми или искажаются. Кроме того, освещение часто дает страшные тени на лицах. Я постарался разобраться в причинах и сделать приятное освещение.

Статья в тему:  Кухонный стол для маленькой кухни какой выбрать

Эта заметка содержит описание общих принципов создания комфортного освещения и фактическую реализацию бюджетного освещения жилой мастерской.

Началось с того, что я задумал превратить захламленную мансарду над гаражом в подмосковной Малаховке в жилую мастерскую, чтобы там паять, сверлить и творить.
Для реализации освещения понадобилось освоить некоторые фундаментальные характеристики:

Освещенность

Освещенность, это, грубо говоря, количество света, падающего на единицу площади, измеряется в Люксах (lux). Днем освещенность на улице обычно от 2000 до 100,000 lux. Европейский стандарт для освещения рабочих помещений рекомендует следующие значения освещенности:

ОсвещенностьНазначение
300 luxповседневная работа в офисе, не требующая разглядывания мелких деталей
500 luxчтение, письмо и работа за компьютером
500 luxосвещение переговорных комнат
750 luxтехническое черчение

По моим наблюдениям очень многие помещения в России страдают недостаточным уровнем освещенности, но в определенных местах встречается и переосвещенность. Есть данные о том, что неправильный уровень освещенности может вызывать головные боли, быструю утомляемость, нарушения зрения и другие неприятности. (подробнее в википедии: Light ergonomics, Light effects on circadian rhythm )

Чтобы понять сколько нужно ламп для создания определенного уровня освещенности можно воспользоваться различными способами приблизительного расчета.

Обычно освещенность измеряют на уровне рабочей поверхности, например стола. Для простоты я измерял на уровне 1 м над полом.
Для измерения освещенности я использовал экспонометр, вместо него приблизительно измерить освещенность можно фотоаппаратом с экспонометром. При измерении экспонометром получаем EV и потом переводим в lux с помощью таблицы.

Статья в тему:  Установка душевой кабины своими руками

Индекс цветопередачи (CRI)

Источники света имеют такую важную характеристику как Индекс цветопередачи(Color rendering index, CRI), чем выше его значение тем лучше цветопередача, максимальное значение Ra = 100.
По этой картинке заметно как страдает цветопередача красных и синих оттенков у люминесцентных ламп с низким CRI:

В названии люминесцентных ламп обычно содержится 3 цифры, первая цифра характеризует индекс цветопередачи 1×10 Ra.
Вторая и третья — указывают на цветовую температуру лампы. Например, наиболее распространенные 640 лампы — это лампы с плохой цветопередачей 6*10 = 60 Ra и цветовой температурой 40*100 = 4000K. Лампы с низким Ra не подходят для жилых помещений, хотя и имеют более высокую светоотдачу.

Цветовая температура

Цветовая температура это, грубо говоря, соотношение красных и синих волн в спектре излучения.

Свет до 5000 K принято называть теплым, а выше — холодным.
Среди знакомых довольно много предпочитающих теплое освещение. Мне кажется это из-за привычки к лампам накаливания(2200—3000 K) и низкого уровня цветопередачи большинства люминесцентных ламп. Естественное дневное освещение, в среднем, имеет цветовую температуру 6500 К.

Есть еще такой момент: цветовосприятие человека сильно изменяется в зависимости от освещенности. При небольшой освещенности мы лучше видим синий и хуже красный. Поэтому для каждого уровня освещенности существует наиболее подходящий диапазон цветовой температуры источников света.
Кривая, представляющая эту зависимость, названа именем нидерландского физика Arie Andries Kruithof. Вот она:

Статья в тему:  Как сделать разметку под фундамент

Проще говоря, это означает что приглушенный свет лучше делать теплым (2000-3000K), а яркий свет более холодным .

Какой свет нужен для продуктивной работы?

Тема обширная, достойная отдельной статьи.
Результаты некоторых исследований указывают, что холодный свет улучшает концентрацию внимания, снижает уровень сонливости и т.д. По всей видимости дело в том, что короткие волны (синий, ультра-фиолетовый свет) вызывают подавление мелатонина — гормона, регулирующего суточные ритмы и таким образом активизируют организм. Кроме того есть данные, что яркий холодный свет помогает справиться с зимней депрессией Seasonal affective disorder (SAD). Но при этом недостаток мелатонина может приводить к нарушению сна и другим проблемам, так что яркое холодное освещение ночью будет скорее вредным.
Резюмируюя можно сказать, что умеренное облучение холодным ярким светом в дневное время может снизить сонливость и улучшить внимание.

Субъективные соображения

300 lux и вечерний нижний свет 2700K

Выбор ламп и монтаж

Т.к. светодиодные лампы стоят пока слишком дорого, я остановился на люминесцентных лампах. Они бывают компактными или в трубках. Для меня трубки имеют ряд преимуществ:

  • ЭПРА отделен от лампы
  • у трубки значительно большая площадь стекла при сопоставимом с компактной лампой световым потоком, благодаря этому свет от нее более мягкий и дает меньше бликов

Я выбрал лампы T8 Osram L 58W/940 (стоимость 240 р.), они имеют хорошую цветопередачу (Ra = 90) и цветовую температуру 4000К.
Найти для них недорогие светильники с хорошими ЭПРА не получилось. Поэтому я купил патроны G13 (стоимость 9 р.) и скоммутировал лампы самостоятельно. Первый вариант монтажа представлен на заглавной картинке поста, но он оказался неудачным. Позже я закрепил лампы с помощью специальных пластиковых клипс (стоимость 6 р.).

Статья в тему:  Обставляем балкон с панорамными окнами

В качестве ЭПРА для питания двух ламп используются Osram QT-FIT8 2×58-70 Quicktronic (стоимость

600 р.). Производитель рекомендует делать кабели идущие от ЭПРА к лампе как можно короче, а именно:

При длинне лампы 1,5 м выполнить все рекомендации оказалось непросто. Итоговый вариант подключения:

Общий вид:

Итоговое измерение освещенности: 6.8 EV, т.е. примерно 300 lux.

Для вечернего нижнего освещения используется сферическая лампа, ставшая ненужной после ремонта в квартире.

Инсоляция

Есть еще один очень важный фактор естественного освещения дома — инсоляция (количество облучения помещения прямыми солнечными лучами). Гигиенические требования к инсоляции помещений жилых и общественных зданий регулируются СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01. Расчеты инсоляции — обязательный раздел в составе предпроектной и проектной документации (если вы составляете проект вашего дома).

Нормы инсоляции достигаются планировочными решениями и ориентацией дома по сторонам света. В жилых зданиях регламентируется продолжительность прямого попадания солнечных лучей в помещение. Это зависит от многих факторов, но для нашей зоны она в период с 22 марта по 22 сентября составляет не менее 2 часов в день, минимум в одной комнате, если комнат в вашем доме до трех (включительно), и минимум в двух комнатах — если их у вас четыре и больше.

Методы расчета продолжительности инсоляции должны знать архитекторы, они описаны в специальном ГОСТе.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector